Почему вокруг так много нецензурщины?
Наш консультант – доктор филологических наук, профессор Валентина Авраамовна МАСЛОВА
— Валентина Авраамовна, почему сейчас все, от мала до велика, матерятся? Мы деградируем?
— Общество дичает, это правда. Но мат — это не причина и не следствие. Он сам по себе явление русской жизни. Ещё классик сказал: «Выражается сильно русский народ!»
— Наши предки тоже ругались забористыми словечками?
— Есть мнение, что матерные слова — наследие татаро-монгольского ига. Но думается, что бранная лексика гораздо древнее. Мы только можем предполагать, с какой целью употребляли её наши прадеды. Может, чтобы оградить себя от злых духов или, наоборот, чтобы вызвать их. В некоторых случаях, чтобы снять нервное напряжение, а иногда, чтобы поярче выразить свои чувства…
— Так всё же мат — признак дурного тона или жизненная необходимость?
— В какой-то мере мат снимает агрессию, которой в обществе накопилось слишком много. С другой стороны, бранная лексика засоряет язык, опошляя его до безобразия. Не зря ведь православная церковь считает использование в речи нецензурных слов большим грехом. Однако для определённых слоёв общества брань — единственная возможность выразить свою мысль. Других слов эти люди просто не знают.
— Почему именно великий и могучий русский язык стал вместилищем такого огромного количества бранных слов? Мы что, самая невоспитанная нация?
— В разное время было по-разному. Так, в 60-е годы, в период брежневского застоя, использование мата было своего рода протестом, такой фигой в кармане для властей. Поэтому матерились представители творческой интеллигенции, даже многие из известнейших лингвистов.
Сейчас, когда матерятся все, мат — не протест, а мусор, пошлость и бе-зобразие.
— Сейчас даже в литературе непристойные слова и выражения встречаются довольно часто. Неужели меняются эталоны?
— Эта лексика всегда проникала в литературу! Даже в серьёзных произведениях Бродского, Вознесенского, Высоцкого, Галича, Губермана матерные слова встречаются сплошь и рядом. Как правило, они используются для повышения экспрессии, для создания определённого стилистического эффекта. Известны, например, письма Пушкина к жене и князю Вяземскому, изобилующие «неприличными» словами. И это никак не ставит под сомнение художественное достоинство текстов.
— Тогда чем отличается мат гопников от мата культурного человека?
— Ничем по форме, но по функции — да! Гопники только так выражают свои мысли! А культурные люди с их помощью передают свое эмоциональное состояние лишь изредка. Например, поэт Горелик писал: «Погода стоит ленинградская. Опять настроение б…».
— Может, литературе всё же обходиться без подобных словесных загибов?
— Тут более уместен принцип: не нравится — не читай! Писатель сам формирует свою читательскую аудиторию. Другое дело, что книжная продукция такого рода должна быть специально обозначена.
— По-вашему, нужно ли вводить запрет на использование мата в общественных местах?
— Бесспорно! Но нужно помнить, что в определённых слоях общества нецензурные слова используются для выражения искренности намерений, а вовсе не для оскорбления собеседника. Механический запрет на брань ничего не даёт. Здесь нужна большая разъяснительная работа и прежде всего — в школах.
Подготовила Ирина ШУЛЕВА
Материал опубликован в журнале «Домашний» ИД Толока, №2 январь 2012 г.