К людям с синдромом Дауна у нас относятся с непониманием, страхом, нетерпимостью, а нередко и откровенной неприязнью и даже агрессией. Их считают умственно отсталыми и необучаемыми, записывая в «изгои» и «ненужный шлак». Между тем на Западе этих «солнечных» людей уже давно называют «альтернативно одарёнными». И неспроста. Не имея интеллекта, присущего обычным людям, они превосходят нас в доброте, искренности, непосредственности и талантливости. Московский «Театр простодушных» тому яркое подтверждение. Мы встретились с режиссёром театра Игорем Неупокоевым, чтобы узнать, кто же они — люди, которых природа наделила лишней хромосомой.
Сказочно-авантюрное начало
— Идеи о театре, где актёрами будут выступать люди с синдромом Дауна, у меня никогда не было. Всё началось случайно. Как-то в санатории я познакомился с родителями таких необычных детей. Зная, что я по профессии артист, они попросили меня поставить какую-нибудь сказку. Мы начали репетировать «Дюймовочку», и неожиданно для себя я увлёкся. Потом все разъехались по домам — никто о серьёзной работе не думал.
Через какое-то время я вспомнил о своих артистах, мне захотелось сыграть с ними что-то настоящее, например, Гоголя. Поэтому, взяв в ассоциации «Даун-синдром» номера телефонов, я стал всех обзванивать и предлагать сыграть в спектакле. Конечно, хотелось выбрать тех, кто поспособнее, но потом я понял, идти надо другим путём. В итоге остались лишь те, кто сами этого хотел, кому это было нужно, всего лишь семь человек. С ними я и приступил к работе над «Повестью о капитане Копейкине» Гоголя. Мне казалось, что им это ближе и понятнее: они сами похожи на гоголевских персонажей — «маленьких людей», никчемных, никому не нужных. Но они явились в этот мир и не нам судить, кто тут умный, а кто глупый, кто полезный, а кто лишний.
По большому счёту это была большая авантюра. Я не знал, получится ли спектакль, как нас воспримет зритель. Думал, сыграем один раз и всё, но… Публика нас приняла, люди с премьеры уходили тронутые до глубины души, благодарили, поздравляли, вот тогда-то и проблеснула мысль, а почему бы не создать такой театр, аналогов которого нет в мире.
Гениальное название
— Название «Простодушные» родилось само собой, как и театр. Когда мы получали «Хрустальную Турандот», я познакомился с Беллой Ахмадулиной, которая очень хотела приехать к нам на спектакль, но не могла, так как недавно перенесла операцию на глаза и ничего не видела. Первый вопрос, который она мне задала: «кто придумал такое гениальное название театра?» Но я ничего не мог ответить, потому что так называлась первая статья о нашем выступлении, хотя театра ещё и в помине не было. Мне оно понравилось, потому что наиболее точно определяло людей с синдромом Дауна. От нас с вами они отличаются именно чистотой помыслов, незлобивостью, наивностью, добротой, открытой душой, в них нет агрессии, отсутствует понятие о добре и зле, а мы живём, зажатые между этими категориями, и судим о мире и людях, примеряя кем-то установленные шаблоны и нормы. Но кто знает, что такое норма? За12 лет тесного общения с «простодушными» я убедился, это счастливые люди, они не рефлексируют про жизнь, о своей судьбе, у них нет понятия, что с ними что-то не то, что они больные, что с ними случилась беда, они не ощущают себя неполноценными, в то время как мы с руками и ногами, наделённые ясным разумом, комплексуем и страдаем.
«Театр Простодушных» — лауреат Московского фестиваля особых театров «Протеатр» и народного фестиваля «Доверие», отмечен высшей театральной премией Москвы — «Хрустальной Турандот», премией президента России.
Не ищем таланты
— Для многих моих питомцев театр стал движущей силой развития, он открыл им дверь в мир. Ведь работа проделывается колоссальная: дома с родителями ребята разучивают текст, на репетициях мы оттачиваем каждое слово, каждую реплику до совершенства, это всё повторяется от спектакля к спектаклю, шлифуется. У меня есть артисты, которые в жизни говорят совсем невнятно, никто кроме родителей их не понимает, но свою роль они знают безупречно, слова отскакивают от зубов. И когда они на сцене, зритель даже не догадывается, что у этих людей могут быть проблемы с речью.
Я часто вспоминаю момент, как у нас в театре появился Руслан Ванян, на прослушивание его привела мама. В первое время у нас было что-то вроде кастинга, мы снимали претендентов на видео, чтобы потом выбрать самых лучших, я с каждым беседовал, но что говорит именно этот парень, никак не мог понять. На мои вопросы о любимых фильмах и книгах, звучало что-то нечленораздельное. За переводчика была мама, которая понимала, что у сына вряд ли есть шанс. Но я сказал: «приходите». И не ошибся. Потому что какой бы способный человек не был, но если нет желания, ничего не выйдет. А вот Руслан горел театром. И у него всё получилось, он играет почти во всех спектаклях, да как играет. Теперь и дома за столом он может произнести тост, роли свои знает безупречно, и не только собственные, но и партнёров по сцене.
Неограниченные возможности
— А потом произошло чудо: ко мне пришло человек шесть талантливых ребят, новое поколение артистов. У них и речь нормальная, и образование какое-то за плечами.
Если раньше я мучился, что играть, какое произведение выбрать, то когда появилась молодежь, на которую можно опереться, у меня как будто расправились крылья. Мы поставили мистерию Алексея Ремизова «Прение живота со смертью», а теперь хотим замахнуться на самого Пушкина, на его «Маленькие трагедии».
Я счастлив, что в жизни ребят благодаря театру многое изменилось: некоторые снимаются в фильмах, сериалах, их приглашают на радио. Например, Сергей Макаров за главную роль в фильме Геннадия Сидорова «Старухи» получил приз в номинации «Киногерой года» фестиваля «Сталкер», а на «Кинотавре» ему вручили «Золотую розу». Кроме того, он снялся в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» и кинодраме «Борис Годунов».
Елену Чумакову около года играла в радиосериале «Дом 7, подъезд 4» вместе с профессиональными актёрами.
Ещё один мой артист Влад Сануцкий учится играть на флейте, он чемпион Параолимпийских игр по плаванию. А Никита Паничев — столяр-краснодеревщик, кроме работы и театра успевает ещё и фортепьяно осваивать.
Родители в главной роли
— Без родителей ничего бы не сложилось, они отдают себя творческому процессу без остатка, привозят детей на репетиции и спектакли, разучивают с ними роли дома, выезжают на гастроли. К счастью, у всех моих артистов полные семьи, хотя, как правило, в таких случаях мать остаётся одна, мужчины почему-то не выдерживают такого испытания и оставляют семью.
У нас нет контакта режиссёр-актёр, мы работаем «треугольником» — третье лицо в виде мамы или папы, которые выступают ассистентами режиссёра, потому что основная подготовка к спектаклю протекает дома. Я ведь не готовлю роль с каждым в отдельности, а занимаюсь постановкой в общем, оттачивая какие-то моменты, объединяя всех в одно действие, остальное ложится на плечи родителей. Им я объясняю, как должен играть их сын или дочь, какая в данном месте должна быть интонация, какие движения. Если родители не поймут или забудут, то мои «простодушные» тем более. Поэтому многие мамы сидят на репетициях и записывают всё, что я говорю. Чтобы я без них делал? Они у меня за кулисами выпускают артистов, следят, чтобы каждый вышел в своё время и в нужном месте, помогают переодеваться — кто-то выполняет функции гримёра, кто-то суфлёра. Задача усложняется тем, что мы каждый раз играем на разных сценах, и нам приходится приспосабливаться к новым условиям. Не имея своего помещения и сцены, мы находимся в таких экстремальных обстоятельствах, что актёрам из обычного репертуарного театра даже и не снилось.
Преодоление любовью
— Мы до сих пор существуем сами по себе, без какой-либо финансовой поддержки, а выжить в таких условиях театру нелегко. К сожалению, за десять с лишним лет так и не нашёлся человек, который загорелся бы этой идеей, как и я, отдался бы ей целиком, и занялся решением организационных и финансовых вопросов. Театру нужен директор, менеджер, мне одному это всё не по силам.
Каждая постановка требует невероятных усилий, и с каждым годом ситуация только усложняется: театры либо вообще отказывают в предоставлении сцены и места для репетиций, либо просят оплату. Но где нам взять средства? В какие только государственные структуры я не писал о поддержке и содействии, и везде получал отказ: «извините, ничем не можем помочь». А ведь нужно совсем немного. Театр итак родился без чьей-то помощи, сам удался, самоутвердился, прошёл проверку временем и другими испытаниями, завоевал любовь зрителя. Я всё-таки надеюсь, что на нас обратят внимание. А пока нас греет и поддерживает, без пафоса и громких слов, любовь публики. Артисты своей искренностью проникают в сердце и душу зрителей, волнуют их, пробуждая самые светлые чувства. Происходит энергообмен, духовное очищение — то, что, к сожалению, ушло из современного искусства. Здесь же энергия добра и любви бьёт живительным ключом, из которого каждый желающий может напиться.
Эра милосердия
— Взаимодействие зрителя и актёров сродни исповеди, когда кающийся говорит священнику: я равнодушный, чёрствый, безразличный, злой, как мне измениться. Глядя на «простодушных», человеку открываются очевидные вещи: если они могут преодолеть свой тяжкий недуг, природное состояние, которое невозможно изменить, то почему же я, молодой, образованный, не в силах справиться со своими проблемами, неужели я такой слабый и малодушный, ведь всё в моих руках. Собою мы говорим миру про милосердие, про то, что нет ненужных, лишних людей у Бога, и мир откликается нам, становясь чище и добрее.
Текст: Ирина ШУЛЕВА Фото: Андрей Маленков
Детали
• В Америке люди с синдромом Дауна сдают экзамены на право вождения автомобиля по тем же критериям, что и остальные. И в случае удовлетворительного результата — получают права.
• В европейских странах молодые люди с синдромом Дауна после окончания школы получают начальное профессиональное образование, в той или иной степени соответствующее их интересам и возможностям. Они могут работать помощниками воспитателей в детских садах, помощниками среднего медперсонала в клиниках, выполнять различную техническую работу в офисах (особенно хорошо осваивают работу на компьютере), работать в сфере обслуживания — кафе, супермаркетах.
• В США на усыновление и удочерение детишек с синдромом Дауна существует очередь из 250 семей. В отличие от нашей страны, где 85% родителей отказываются от такого ребёнка еще в роддоме.
• В 1997 году актер с синдромом Дауна Паскаль Дюкен получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли в фильме «Восьмой день» на Каннском фестивале!
Известные люди с синдромом Дауна
Андрей Востриков — чемпион России и мира
25-летний молодой человек с синдромом Дауна из Воронежа стал абсолютным чемпионом России и мира по спортивной гимнастике среди детей с ограниченными возможностями. Золотым призёром Специальных Олимпиад в Шанхае и Афинах.
Мария Ланговая – олимпийская чемпионка по плаванию
Мария вошла в основной состав специальной олимпийской сборной на Играх-2011 в Афинах и взяла «золото» в плавании на дистанции вольным стилем. И это не первая победа Марии. Ранее она уже выигрывала на Специальной Олимпиаде России «серебро» и «бронзу».
Мария Нефёдова — помогает учить детей с синдромом Дауна
43-летняя Мария живёт в Москве, работает в Даунсайд Ап помощником педагога. Она — единственный официально трудоустроенный человек с синдромом Дауна в России!
Паула Саж — спортсменка, адвокат и просто красавица
За роль в фильме «После жизни» в 2003 году 23-летняя Паула получила шотландскую награду BAFTA в категории «Лучший дебют в кино». А в 2004 году была награждена премией за лучшую женскую роль на международном кинофестивале в Братиславе. Кроме этого она профессионально играет в нетболл и осуществляет патронаж и поддержку Благотворительным фондам Ann Craft и Mencap, которые оказывают помощь людям с ограниченными возможностями в Британии.
Карен Гафни — рекордсменка по плаванию и директор Благотворительного Фонда
С детства Карен любила плавать. Каждый день она проплывала по 2 мили и это несмотря на парализованную левую ногу. Среди ее достижений участие в плавательном марафоне на озере Донер и в эстафете на Ла-Манше. Кроме того, Карен проплыла 9 миль на озере Тахо при температуре + 15 C. Она стала первым человеком с синдромом Дауна, который решился на это. Карен открыла собственный Благотворительный фонд и помогает людям с ограниченными возможностями.
Благодарю режиссера Театра Простодушных Игоря Неупокоева за приятную беседу, преклоняюсь перед его самоотдачей, мужеством, стойкостью, несгибаемостью и нерастраченным оптимизмом, верой в добро и в то, что любовь способна творить чудеса.
Благодарна своему другу фотографу Андрею Маленкову, который рассказал мне о существовании такого необычного тетра, тем самым вдохновив на написание материала.
Полезные ссылки: сайт Театра Простодушных http://teatrprosto.ru
Материал опубликован в журнале «Домашний», №18, сентябрь 2012 г.